Музыкальные автоматы

СТАТЬИ

 

  Эта музыка будет вечной  
Роман Хохлов

С каждым годом на фоне растущей конкуренции владельцам ресторанов, кафе и баров становится все сложнее привлекать в свои заведения искушенных клиентов. Кажется, все слагающие успеха уже предусмотрены, включая оригинальное меню, вышколенный персонал, отменный уровень обслуживания. А на самом деле не хватает сущего пустяка - "изюминки", создающей в зале необычную атмосферу и подчеркивающей имидж заведения. На роль таковой зачастую идеально подходит музыкальный автомат - прекрасное средство развлечения, которое не только радует посетителей приятным звуком, но и притягивает их взор своим эффектным и оригинальным дизайном.

Звуковая эволюция
История зарождения прототипов музыкальных автоматов ведет свой отсчет аж с прошлого века, когда Томас Эдисон изобрел фонограф - говорящую машину для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки. Подобное новшество было принято с восторгом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже и послужило ощутимым импульсом для дальнейшей эволюции музыкальной техники.
Очередной вехой в истории звуковой индустрии стал выпуск в 1896 году компанией Wurlitzer первого механического пианино "Тонофон", приводимого в действие опусканием монетки. Поскольку ничего подобного в те годы не было и в помине, естественно, спрос на "диковинку" превзошел все ожидания производителя, до этого специализировавшегося сначала на импорте из Европы, а затем и на собственном изготовлении музыкальных инструментов, включая элитные рояли и органы.
Неудивительно, что именно с Америки началось победное шествие музыкальных автоматов по всему миру. Ведь в этой стране в свое время существовало множество расположенных поблизости от хлопковых плантаций небольших кафе и закусочных "для черных". Поскольку цветному населению необходимо было регулярно снимать стресс после тяжелого рабочего дня и при этом хотелось выпивать и плясать в свое удовольствие, в заведениях появились оркестры, чья музыка в дальнейшем послужила в качестве основы классического блюза. Поэтому вполне закономерно, что с развитием технического прогресса здесь прочно прижились первые модели музыкальных автоматов, которые с легкой руки местного населения стали называться Jukebox - словом, ставшим впоследствии своеобразным синонимом «музыкальных ящиков».
Дальнейшее развитие музыкальной индустрии было предопределено после того, как в 1933 году компания Wurlitzer выставила на рынок первую модель полноценного музыкального автомата Р10. Достаточно было опустить в него монетку, и можно выбрать любую из песен, записанных на десяти пластинках. С тех пор автоматы стали неотъемлемым атрибутом многих ресторанов и баров в Америке. Именно тогда некоторые предприимчивые городские обитатели сообразили: на волне растущего интереса населения к "ящикам с музыкой" можно неплохо заработать. И неудивительно, что для гангстерских группировок обкладывание данью заведений с установленными в них автоматами стало неплохой доходной статьей.
Мировая тенденция не обошла стороной и Россию, где еще до революции были очень популярны механические "шкафы", в которых информация записывалась на перфорированную ленту или диск с насечками. Зачастую эта "немецкая музыка", как ее прозвали в те годы, устанавливалась в трактирах и считалась верхом роскоши, поскольку за сумму, вырученную от ее продажи, можно было купить… целую деревню.
Новый всплеск интереса к автоматам произошел сразу после второй мировой войны, когда остро возросла потребность населения в развлечениях. Поэтому появившаяся на рынке в 1946 году модель "1015" от Wurlitzer, рассчитанная на 24 шеллачные пластинки на 78 оборотов, стала настоящим хитом продаж. Заведения, устанавливающие эту чудо-машину, могли не беспокоиться о своей рентабельности, поскольку им был гарантирован стабильный приток посетителей и постоянное поступление доходов.
Во многом причина народной любви к этим автоматам состояла в их завораживающем дизайне и впервые использованных световых эффектах. Идея оформления автомата, получившего меткое прозвище bubbler, принадлежала дизайнеру Полю Фуллеру, который как-то наблюдал в ресторане за поведением бегущих пузырьков в бокале шампанского. В результате этого ему пришла в голову гениальная мысль поместить в пластиковые трубки специальную жидкость, кипящую при температуре 40оС. Это позволило создать динамичный элемент дизайна и попутно избежать сильного перегрева автомата. В качестве цветового обрамления в модель были вмонтированы вращающиеся колонны, в которых происходила циклическая смена цветов и оттенков. Кто бы тогда мог подумать, что именно этот дизайн с завораживающим сочетанием и игрой звука и света окажется наиболее живучим и ничего более оригинального придумать так и не удастся. Поскольку автор не догадался запатентовать свою дизайнерскую находку, с тех пор внешний облик автоматов "с бегущими пузырьками" стал примером для подражания для остальных производителей.
Начиная с 1950-х годов дизайн автоматов ощутимо изменился. В их оформлении стали преобладать хромированные поверхности. При этом появились пластинки-«сорокапятки», и клиенты могли выбирать музыку по вкусу уже из сотни песен.
Однако наиболее популярным Jukebox всех времен и народов стала модель One More Time, выпущенная в 1986 году и повторяющая дизайн своего предшественника - "1015". Характерное отличие и неизменный успех этого автомата, которого произведено почти 60 тысяч экземпляров, заключаются в применении современных акустических технологий, последних разработок в области электроники и механики. Именно с тех пор Jukebox превратился в предмет роскоши, который коллекционеры и любители музыки стали приобретать для индивидуального пользования и устанавливать в гостиных и каминных залах.

Дорогая "игрушка"?
Сразу стоит отметить, что в качестве источника для скорейшего извлечения прибыли музыкальные автоматы явно не являются идеальным вариантом. Зачастую этот факт расходится с пожеланиями большинства владельцев точек общепита и развлекательных комплексов, преимущественно ориентирующихся на закупку более доходных позиций. Если при установке в ресторане или клубе игровых автоматов или бильярдных столов движущей силой для притока капитала является азарт игроков, то в случае с приобретением «музыкального ящика» таковые стимулы явно отсутствуют, и рассчитывать на громадный интерес к нему публики явно не приходится. Хотя, бесспорно, для создания неповторимой атмосферы в заведении и придания ему элемента индивидуальности Jukebox просто незаменимы.
Для некоторых специализированных заведений, в основном тематических ресторанов, клубов и баров, музыка стала важнейшей составляющей маркетинговой политики. Но в подавляющем большинстве мест пока еще не видят особого смысла в покупке громоздкого и дорогостоящего "шкафа с музыкой", учитывая туманную перспективу его окупаемости. Здесь считают, что для воспроизведения фоновой музыки вполне достаточно приобрести хорошую стереосистему, а в качестве "изюминки" периодически организовывать "живые" концерты музыкантов. В этом есть доля истины. Однако когда людям хочется порадоваться или погрустить, отвлекаясь от повседневных забот, сложно предложить более универсальное средство, чем автомат Jukebox, способный не столько ублажить взгляд и слух, сколько затронуть какие-то душевные струнки. Тем более что с его помощью человек может поставить именно ту музыку, которую он хочет услышать в данный момент.
У рестораторов, решивших все же установить у себя «музыкальную шкатулку», довольно велико желание сэкономить, приобретая бывшую в эксплуатации технику. Однако, как показывает практика, сделать это непросто хотя бы потому, что многие рестораны и клубы, уже вложившие средства в "громоздкую музыку", не хотят расставаться не только с автоматами, у которых пока не выработан ресурс, но даже с уже вышедшими из строя моделями. Они предпочитают держать их в качестве бесполезного, но зато довольно оригинального элемента интерьера.
Кроме того, при покупке аппарата "из вторых рук" наверняка придется столкнуться с целым рядом проблем. Во-первых, в случае выхода из строя какого-либо узла обязательно возникнут проблемы с поиском специалиста, знакомого с механикой автомата (этот вопрос особенно актуален для регионов). А во-вторых, потрепанные временем модели запросто могут оказаться снятыми с производства, поэтому поиск оригинальных импортных запчастей превратится для обладателей "ящиков с музыкой" в головную боль. В некоторых заведениях в свое время прибегали к замене "родных" деталей российскими аналогами, но это чаще всего приводило к еще более тяжким последствиям.

Приманка для клиента
Мировая практика с успехом опровергает утверждение о том, что музыкальные автоматы являются малоэффективной статьей дохода. За рубежом решили стимулировать музыкальные пристрастия посетителей, придумав ряд оригинальных и довольно эффективных мер. Например, якобы для удобства обслуживания клиентов в некоторых кафе и клубах вместо периодических подходов к автоматам плотно закусивших меломанов стали практиковать установку за столиками дистанционных селекторов, позволяющих делать музыкальный заказ непосредственно на месте. В результате получалось, что сразу несколько посетителей, опуская монетки, зачастую заказывали один и тот же популярный шлягер, естественно, не подозревая о выборе других. Поэтому, когда звучала выбранная мелодия, каждый из них был уверен в индивидуальности своего заказа. В результате столь дальновидного подхода одна и та же композиция оплачивалась неоднократно, а владельцы заведений лишь потирали руки в предвкушении растущих доходов.
Поскольку сегодня в конструкции моделей музыкальных автоматов имеется микропроцессорный блок управления, в памяти которого содержится порядка 2000 звуковых дорожек и программируемый таймер, современные способы музыкального стимулирования стали еще более разнообразными. Например, появилась возможность индивидуальной настройки автомата в зависимости от времени суток, дня недели и основного контингента посетителей. Jukebox теперь возможно запрограммировать как на продолжительное проигрывание популярных инструментальных мелодий с произвольной выборкой в фоновом режиме, так и на периодическое включение музыки для "затравки" в интервале от 1 до 99 минут. Продуманное сочетание режимов работы автомата, в результате которого грамотно дозируются спокойная фоновая музыка и зажигательные дискотечные ритмы, позволяет рестораторам быстро окупать инвестиции и рассчитывать на скорейшее получение чистой прибыли.
Наиболее оправданным оказался следующий сценарий. В часы наплыва посетителей в заведении до поры до времени играет сентиментальная, обволакивающая музыка, прекрасно способствующая неспешному чревоугодию и активному потреблению дорогостоящего алкоголя. Далее, когда основная часть клиентов что называется "доходит до кондиции", включаются ритмичные танцевальные фрагменты, провоцирующие дотоле инертную публику к активным действиям. А поскольку нарезка из динамичных композиций никак не позволяет сосредоточиться на каком-нибудь определенном ритме, для музыкальных автоматов наступает "звездный час".
После того как у посетителей после обильной трапезы проснулся музыкальный интерес и они в надежде немного размяться «тянутся к прекрасному», в действие вступает комплекс мер, связанный с предоставлением кредитов и бонусов. Например, с целью подстегнуть публику к "платной" музыке автомат можно настроить так, чтобы он за определенное количество опущенных в него монеток или жетонов проигрывал несколько дополнительных мелодий, предоставляемых в качестве бонуса.
Сегодня коммерческому использованию музыкальных автоматов за рубежом придается гораздо большее значение, чем в России. Нередко владельцы торговых точек прибегают к применению встроенной сервисной программы, при помощи которой можно быстро и эффективно проанализировать итоги работы автомата. Для этого при помощи цифровых клавиш достаточно ввести определенный код и узнать, сколько монет было опущено и какие диски пользовались наибольшей (наименьшей) популярностью у посетителей. Подобный подход позволяет рационально спланировать режим работы техники и отследить вкусы клиентов.
Основательный финансовый контроль над работой автоматов необходим еще и потому, что во всех развитых странах первостепенное значение имеет вопрос соблюдения авторских прав. Если автомат используется сугубо для коммерческих целей, владельцу заведения за более чем солидную сумму приходится покупать права на публичное прослушивание музыкальных произведений.

"Музыкальная" анатомия
Несмотря на разнообразие моделей музыкальных автоматов, их все можно условно разделить на компактные настенные аппараты, идеально подходящие для небольших кафе и баров, и их громоздкие напольные аналоги для более просторных помещений. Обычно миниатюрные Jukebox комплектуются рамкой для настенного монтажа и пьедесталом, внутри которого можно, например, расположить Hi-Fi систему, низкочастотные колонки subwoofer или оборудовать мини-бар. Что касается вариантов оформления, то традиционно производители предлагают Jukebox в корпусах с отделкой под дерево.
В целом конструкция и "начинка" у всех моделей практически идентична. В стандартную комплектацию автоматов входит CD-чейнджер, чаще всего рассчитанный на размещение 50 или 100 компакт-дисков, профессиональный CD-player, стереоусилитель с автоматическим контролем уровня мощности и электронной защитой от перегрузки, микропроцессор, таймер, электронные дисплей и монетоприемник, шесть громкоговорителей в трехполосной акустической стереосистеме (в настенных моделях они размещаются отдельно), пульт дистанционного управления. В качестве опций предусмотрен блок микрофона для оповещения и служебных сообщений, а также выходной трансформатор для подключения дополнительных выносных колонок для обслуживания более просторных помещений.
В качестве элитной продукции предлагаются более «навороченные» видео-, аудиоJukebox с мониторами, обеспечивающими попутно с проигрыванием музыки визуальный ряд. Самыми же последними версиями автоматов можно управлять на расстоянии и контролировать их работу по радио, телефону и интернету. Для них, кстати, не составит труда принимать оплату не только в монетах и купюрах, но и по кредитным карточкам, магнитным и чип-картам через мобильные телефоны.
- Во всем мире принято собирать автоматы в соответствии с пожеланиями заказчика. Клиент формирует список своих требований относительно цвета отделки, мощности усилителей, вида монетоприемника, наличия дополнительных опций, а также сообщает, в каких режимах и условиях он предполагает эксплуатировать технику. После этого обычно в течение недели модель собирается вручную и максимум через месяц поступает к клиенту. Например, на заводах компании Wurlitzer, дистрибьютором которой в России мы являемся, в самый горячий месяц собирается порядка 500 автоматов, продаваемых в различные уголки мира. При этом все ведущие производители держат уровень цен на аналогичные модели приблизительно на одном уровне. Например, компактная настенная модель Princess обойдется у нас в 7000 евро, а самая популярная One More Time потянет на 8400 евро. Высокая цена во многом объясняется использованием качественных комплектующих. Например, в отличие от бытовых CD-проигрывателей, рассчитанных на рабочий ресурс в 2 - 3 тысячи часов, профессиональные модели могут играть не менее 12 тысяч часов. Причем эти аппараты очень чувствительны к качеству используемых звуковых носителей. Они без проблем будут работать лишь с лицензионной продукцией и запросто могут отбраковать порядка 15 процентов "пиратских" дисков с рынка. Существенная финансовая экономия возможна лишь при покупке относительно дешевых моделей, собранных в Китае или на Тайване. Правда, в этом случае о качестве и надежности работы автоматов говорить не приходится, - отмечает Сергей Атрашков, директор по маркетингу и продажам ЗАО «Торговый центр "Голос".
Музыкальные автоматы от мировых производителей вполне отвечают рекламному слогану: "Мы прослужим настолько долго, что даже успеем вам надоесть". Например, в одном столичном заведении Jukebox проработал без сбоев в режиме "нон-стоп" (24 часа в сутки!) целых пять лет.
Долговечность работы во многом зависит от правильного соблюдения условий эксплуатации. Известен случай, когда один арабский шейх, позвонив в офис поставщика, долго возмущался, почему недавно купленный им музыкальный автомат вдруг перестал проигрывать диски. Приехавшему специалисту пришлось только развести руками, когда он увидел, что Jukebox стоит на улице при 60-градусной жаре и все компакт-диски в нем покоробились под воздействием палящего солнца. Но если все-таки действовать в рамках здравого смысла, то для нормальной работы музыкального автомата в стационарных условиях требуются сущие пустяки. Достаточно обеспечить питание от сети переменного тока напряжением от 90 до 250В с частотой 50/60 Гц и регулярно проводить нехитрые "гигиенические процедуры", протирая стекла да смахивая пыль. Богатство выбора
В число крупнейших производителей музыкальных автоматов входят такие гиганты рынка, как компании Wurlitzer (Германия) и Rock-Ola (США). К более молодым представителям этого бизнеса относятся NSM Music (Германия) и Sound Leisure Limited (Великобритания).
Ассортимент продукции старейшей компании Wurlitzer представлен наиболее хитовыми моделями One More Time, Elvis Presley (фотоколлаж сцен из жизни короля рок-музыки), Princess (миниатюрный Jukebox), Rave On (модель "musique a la carte" с вращающимися обложками дисков).
Американская фирма Rock-Ola в серии Nostalgic Models предлагает музыкальные автоматы, оснащенные профессиональным CD Philips Player на 100 компакт-дисков, клавиатурой с 32-разрядным жидкокристаллическим дисплеем, шестью трехполосными динамиками и двумя усилителями с системой Surround Sound, один из которых, на 120 Вт, предназначен для внутренних, а другой, на 240 Вт, - для внешних динамиков. Также в комплект поставки входит пульт дистанционного управления на инфракрасных лучах с 11 клавишами управления.
Компания NSM Music предлагает самый быстрый в мире CD-чейнджер, цифровой усилитель мощностью до 1000 Вт, а также систему "Виртуальный диск", 3D Surround Sound и функцию караоке (voice cancellation). Например, в модели NSM Cosmic Blast имеется широкий дисплей, рассчитанный на одновременный просмотр 16 обложек дисков. С его помощью реально увидеть содержание всех 100 дисков в течение 5 секунд. Здесь же предусмотрены свободные ячейки, от размещения в которых рекламных модулей или анонсов мероприятий заведения могут извлекать дополнительную прибыль.
Для удовлетворения потребностей в надежном источнике звука по доступной цене стоит обратить внимание на продукцию Sound Leisure Limited - ряд настенных музыкальных автоматов на 30, 60 и 80 компакт-дисков с системой самодиагностики.
Во многих развитых странах рынок музыкальных автоматов уже сформировался и поделен между крупными игроками.
- Раньше только в одной Америке было порядка 10 - 15 производителей музыкальных автоматов, ежегодно выставляющих на рынок пару новых моделей. Сейчас же здесь удерживают рынок всего две компании, включая старейшую Rock-Ola, основанную еще в 1927 году. Когда-то львиная доля продукции производителей приобреталась для фоновой «озвучки» помещений владельцами модных бутиков, гостиниц и клубов, а сегодня почти 90 процентов автоматов продается в частные дома. Jukebox все чаще выступают в роли своеобразных, пока еще не заезженных фетишей, свидетельствующих о респектабельности и преуспевании их собственников. Сейчас особая популярностб на музыкальные автоматы отмечается преимущественно в Австралии, Великобритании, Голландии, Дании, Латинской Америке и США, где работает множество клубов и пабов. В России же спрос на музыкальную экзотику крайне низок. В прошлом году мы привезли в столицу на свой страх и риск четыре Jukebox, которые продавались в течение года, и еще четыре нам пришлось докупить, чтобы удовлетворить требования клиентов. Поэтому неудивительно, что количество фирм, занимающихся у нас поставками музыкальных автоматов, можно пересчитать по пальцам одной руки. В число наиболее известных заведений, с которыми мы работали, входят клуб B.B.King и два ресторана "Старлайт". Российские поставщики Jukebox вынуждены рассматривать продажи музыкальных автоматов в качестве побочного направления своей деятельности. Если бы компания изначально ориентировалась сугубо на работу с Jukebox, она давно бы уже разорилась. Сейчас этим скорее хобби, чем бизнесом занимаются в основном истинные энтузиасты и фанаты своего дела, испытывающие ностальгические чувства к давно ушедшим временам, - отмечает Сергей Атрашков.

 

 

 

 

© MusicBox 2006 Дизайн и разработка сайта На Балконе - творческое объединение